Ну что ж, друзья, пришло время открыть миру эту душераздирающую историю, полную смелых замыслов, стремления к знаниям и опасного риска.
Помнится, я как-то уже рассказывал вам о наших детских приключениях и о своём друге детства Саше, с которым у меня связаны самые яркие воспоминания и креативные события детства.
А детство у нас, как я уже писал, было весьма насыщенным разными приключениями. Наверное это потому, что идеи переполняли нас настолько, что мы не справлялись с их реализацией. Кстати, даже не знаю, что было бы, если бы справлялись. Может быть, нам не так бы повезло со здоровьем.
В общем, одно время у нас был ракетно-бомбовый период. За это время мы многое успели. Мы боролись с осами во дворе с помощью ракет, запуская их в осиное гнездо. И таки попали, после чего сосед, вышедший выгулять своего эрдельтерьера, попал под раздачу разозлившихся ос. А потом мы долго отсиживались в кустах, чтобы не попасть под его раздачу.
Мы запускали ракетопланы, и я проявил себя как полный придурок, когда фитиль внезапно погас. Вместо того, чтобы подождать несколько минут, я подошёл к ракетоплану, взял его в руку и подул в сопло. Показался лёгкий дымок, и я не нашел ничего умнее, как посмотреть прямо туда. Последнее, что я запомнил в тот момент, это очень яркий свет в глазах. Следующий кадр был уже в ванной дома у Саши, где я пытался разлепить обожженный глаз и не мог этого сделать, так как порошинки попали под веко и причиняли дикую боль. Спас меня Денис, который как раз подошёл к Сашке с очередной идеей, и с помощью спички как заправский хирург оттянув моё многострадальное веко достал все инородные частицы. Я снова видел и мог моргать глазом! И, как ни странно, глаз не пострадал. Видимо Господь тогда решил ещё немного понаблюдать с небес за нашими идиотскими поступками. И мы его не разочаровали.
Так вот. В одной из прошлых историй про торпеду в канализации, я как раз писал, что мы увлеклись неопознанными аномальными явлениями и астрономией. Это вселило в наших мам надежду, что мы всё-таки доживём до восемнадцатилетия.
А было это так. В продаже тогда появилась замечательная книга «Энциклопедический словарь юного астронома». А надо вам сказать, что в советское время умели делать энциклопедии для школьников и подростков. Это вам не современные книжки с минимумом текста большими буквами и огромными картинками, условно соответствующими тематике статей. Советские энциклопедии для детей делали так же, как для взрослых, только лучше. Нужно ли говорить, что эта книга немедленно была приобретена нами в количестве двух экземпляров. И понеслось!
Мы читали о звёздах, планетах и строили телескопы из картона и очковых стёкол. Изначально это привело к тому, что мой дед стал прятать от меня очки, поскольку из четырех пар, я умудрился разобрать три. К сожалению, ни одна не годилась для науки, поскольку требовались линзы 0,5 диоптрий, не меньше и не больше. А у деда в очках диоптрий было гораздо побольше.
В общем, мы в итоге наладили поставки линз из ближайшего магазина «Очковая оптика». Там сначала на нас посмотрели недоверчиво (в СССР очки изготавливались только по рецепту врача, и какие-то малолетние подростки, ворвавшиеся в царство оптики с требованием продать им линзы по 0, 5 диоптрий да ещё и без оправы, были восприняты скептически). Но как только мы доходчиво объяснили сотрудницам магазина, зачем нам линзы, они умилились и тут же отвели нас на склад, где мы выбрали всё, что нам было нужно. И стоило это сущие копейки. Всё-таки в СССР даже сотрудники оптических магазинов поощряли детское творчество.
Но я уже ушел в своём повествовании немного в сторону. Поскольку тема нашего любительского телескопостроения сама по себе заслуживает отдельного рассказа, я как-нибудь специально напишу об этом. Ибо, это полный приключений путь лихорадочного поиска различных материалов и деталей, вплоть до походов за абразивами различных номеров на завод имени Вавилова, выпускавший в то время (да и сейчас кажется), секретную оптику для военно-космической промышленности Советского Союза. Заодно рассажу, как мы восстановили астроплощадку Минского планетария и нам в 15 лет разрешили вести ночные наблюдения(!).
А сейчас, вернёмся в ту самую ванную комнату, в которой Денис доставал из-под моего века частички пороха. Место это, вскоре стало центром проведения одного из самых амбициозных экспериментов моего друга Саши. Итак, сама история.
Как я уже писал выше, наше увлечение астрономией сочеталось с увлечением НЛО и аномальными явлениями. В то время, мы проглатывали одну научно-популярную книгу за другой и уже знали всё про Бермудский треугольник, похищения людей инопланетянами и (барабанная дробь) падение Тунгусского метеорита.
Тема эта, ввиду широкого освещения в советской научно-популярной литературе, была достаточно хорошо изучена. Настолько насколько это возможно, разумеется. Версий было несколько, включая самые фантастические. Например, версия что это был никакой не метеорит, а взорвавшийся при посадке инопланетный космический корабль. В одних книгах авторы рассуждали, что метеорит (космический корабль) ушёл в землю, в других, что взрыв произошел над землей на расстоянии нескольких сот метров. Разумеется, мы тоже много спорили о том, что же там произошло на самом деле и как оно было. И много читали об этом. И больше всех, как оказалось вскоре, читал Саша.
И вот однажды, Саша решил от чтения перейти к делу и раз и навсегда закрыть для себя тему Тунгусского метеорита. Он уединился на несколько дней, и занялся загадочной деятельностью. Поскольку ни я, ни Денис, не были допущены к созидательной части проекта, мы с нетерпением ждали, когда же нас пригласят на демонстрацию.
И вот этот день настал. Мы в некотором волнении прибыли к двери номер 17, где проживал Саша. Мама его была на работе, поэтому никто не мог помешать осуществлению эксперимента.
Когда мы увидели плоды Сашиных трудов, мы были поражены смелостью и грандиозностью его замысла. Скажу сразу, в тот момент мы поняли, что он нас сделал по всем пунктам, поскольку мы бы до такого не додумались, даже в самых смелых фантазиях.
Итак, Саша открыл дверь в ванную комнату и мы остолбенели. Перед нами предстал грандиозный макет тунгусской тайги, выполненный на большом листе толстой фанеры, который Саша положил на ванную. На фанере, с помощью пластилина и воткнутых в него веток мой друг воспроизвёл в мелочах ландшафт места падения метеорита, известный нам по фотографиям. Красота макета со всеми неровностями местности, поражала своими масштабами.
Тут и там, в пластилиновые холмы были воткнуты ветки и прутики, вмазаны камешки различных размеров. И над всей этой первозданной таёжной красотой, висел макет тунгусского метеорита. Его роль выполняла внушительного вида «бомба», изготовленная из смеси магния, марганцовки и алюминиевой пудры. «Бомба» была подвешена к патрону от лампочки, который как раз очень удачно располагался над макетом.
Как нам сообщил Саша, основной целью проводимого эксперимента было доказать, что Тунгусский метеорит взорвался в воздухе над тайгой, повалив лес в различные стороны. В руках у Саши была книга, открытая на странице с фотографией, сделанной первой советской экспедицией 20-х годов, под руководством Кулика. На фото было видно, что лес повален в форме, отдалённо напоминающей распахнувшую крылья бабочку.
Мы осознали, что Саша предусмотрел всё. И проникшись масштабами научного исследования, удалились на безопасное расстояние, в прихожую.
Саша аккуратно поджег фитиль, выключил свет, молниеносно закрыл дверь в ванную и присоединился к нам.
Потянулись нескончаемые секунды ожидания. Мы с замиранием сердца ожидали результата. Звенящая тишина окутала нас, время словно остановилось.
И вдруг, каак РВАНУЛО!!! Сказать, что раздался взрыв, значило не сказать ничего. Дверь ванной распахнулась с такой силой, что верхняя петля оторвалась. Вся квартира окуталась зловонным белым дымом. Дым выходил из ванной клубами, в глубине алели тлеющие остатки чего-то, что мы не могли видеть. Мы понимали, что это жопа, нас ждут пытки и расстрелы от родителей как соучастников полномасштабного уничтожения санузла. Из ступора нас вывел Александр. Он молниеносно распахнул форточки в квартире, включил свет в ванной (я не знаю, как уцелела лампочка, но факт остаётся фактом), ворвался в ванную с фотоаппаратом «Зенит Т» и начал щелкать им как безумный, приговаривая в восторге: «Вы видите, видите? Вот она, бабочка!» Мы переглянулись и пошли смотреть.
Интерьер ванной, напоминал лунный ландшафт. Когда «бомба» рванула, она разметала всю центральную часть Сашиного макета, вместе с пластилином, деревьями и мелкими камнями по всему пространству ванной комнаты. Камни из макета, ударившись о штукатурку, сделали множество микрократеров в стенах и двери.
Мы в очередной раз поразились предусмотрительности Саши, закрывшего за собой дверь и посмотрели на дымящееся нечто, оставшееся от макета тайги. Хотите верьте, друзья, хотите нет, но вся разрушенная центральная часть действительно по форме была очень близка к тому, что мы видели на фото.
Центральная «воронка» из пластилина и поваленные в форме бабочки «деревья» представляли из себя величественную картину природного катаклизма. В тот момент мы явственно осознали, какой ужасной катастрофой наградила природа тайгу в районе Подкаменной Тунгуски в 1908 году.
Однако, нужно было спешить, ибо стрелки часов предвещали ещё одну катастрофу. Мы спешно попрощались с Александром и пулей выскочили за дверь, оставив его отскребать ванную и ожидать с работы маму.
Сашин эксперимент удался на славу. С тех пор прошло уже немало лет, мы выросли и заматерели. Но Саша до сих пор не любит вспоминать об этой истории. И никогда не рассказывает нам о том, что произошло после того как мы покинули его.
Оставлю и я вас в этом неведении. Ибо теперь и моя миссия исполнена и история одного из самых масштабных экспериментов моего друга, которую я давно грозился ему обнародовать, полностью открыта миру.
Journal information